События

 

Занятия по рисунку в Студии Искусств Алексея Бабурова













Открытие забытых традиций

 
Сегодня возникает тенденция угрозы уничтожения штучного произведения прикладного искусства, замены его брендовыми серийными вещами. Да, они узнаваемы, но, обезличившись, превращаются в простой рыночный товар, подрывающий сущность ювелирного искусства. Почему это происходит? В поисках ответа я пришла к известному художнику-ювелиру Алексею Бабурову.

-Алексей, как давно Вы занимаетесь ювелирным делом?

А.Б.: Можно сказать, что всю жизнь. Сначала в мастерской у отца, затем, поняв, что это мое любимое дело, поехал учиться в Красносельское училище художественной обработки металла. Получив профессию ювелира, вернулся в Хабаровск.

-Что для Вас ювелирное искусство?

А.Б.: Мне хотелось бы провести четкую границу между промышленным производством ширпотреба из драгоценных материалов и созданием индивидуальных ювелирных изделий. Общее у них лишь то, что создаются они  из одних и тех же материалов. Различие в том, что индивидуальное изделие создается для конкретного человека и, возможно, для конкретного случая. Тиражное – не привязано к личности и цели. В первом случае художник  видит человека, его внешность, слышит его требования, стремится подчеркнуть его индивидуальность, он знает, что ювелирное украшение будет создано в одном экземпляре. Во втором - заказчик неизвестен, но многочислен и разнообразен, создается обезличенное изделие для всех.

- Почему сегодня, на Ваш взгляд, утрачены традиции и культура ношения ювелирных изделий?

А.Б.: Ювелирное дело, как ни какое другое, зависит от уровня развития и состояния общества. В дореволюционной России существовал этикет ношения ювелирных украшений. Воспитанниц институтов благородных девиц, обучали разбираться в драгоценностях, мехах и моде с раннего детства. В советский период  ювелирное искусство было дискредитировано, лишено экономической и материальной поддержки, а ювелирные изделия подвергались идеологическому преследованию. Носить фамильный перстень, доставшийся от прадеда, по понятным причинам, было не безопасно. Человек лишался предметов, выражающих его индивидуальность. Вместо этого ему доставались лишь вещи «как у всех», то есть ничьи. Только свободный человек в свободной стране, может позволить себе роскошь – выражать свою индивидуальность, нося ювелирное изделие. Сегодня ситуация изменилась, но культура и традиции понимания ювелирного искусства еще не сформировались. Зачастую фамильные драгоценности заменяют тиражные предметы ювелирной промышленности.

- Алексей, как на Ваш взгляд, соотносятся понятие моды и ювелирного искусства?

А.Б.:  Для меня мода и ювелирное искусство понятия разные. Не всегда термин «мода» уместен. Материалы, а также технологии, при помощи которых создаются ювелирные изделия, позволяют им жить вечно. До сих пор археологи, при раскопках,  находят ювелирные украшения, возраст которых насчитывает не одну тысячу лет, при этом изделие сохраняет свой первоначальный вид. Как относиться к этим вещам,  как к модным или не модным? Если это достойные произведения искусства, то ценность их, со временем, не падает, а только возрастает. Термин «мода»  распространяется, скорее всего, на вещи и аксессуары, живущие один – два сезона. Уместно употребим, когда речь идет о бижутерии, которая по своим технологическим особенностям разваливается, покрытие стирается через год-два; изделиях из текстиля, которые ветшают через несколько лет.

- Ваше отношение к раскрученным ювелирным брендам.

А.Б.:. Слово «бренд» сегодня стало очень модным. С моей точки зрения бренд - это единственное оправдание компании перед потребителем за добавочную стоимость. Заходя в магазин высокой моды или дизайна,  вы  видите ничем ни примечательную, качественно сделанную вещь из непонятного сплава металла (секрет которого является коммерческой тайной  производителя), на котором написан какой – либо набор букв, навязываемый нам СМИ. Что происходит с куском металла, когда на нем появляются эти волшебные буквы? Он становится модным брендом. При этом труда затрачено – ноль, а стоимость возросла многократно. Главное, что это вещь модная, потому что Вам рассказывают об этом многочисленные модные глянцевые журналы. И не важно, что вещь сделана нашими азиатскими соседями, известными производителями контрафакта.

-Что такое ювелирное изделие в понимании ювелира?

А.Б.: Это уникальный авторский продукт в ювелирном искусстве. Я говорю об лучших произведениях  в этой области, а не о промышленном производстве обезличенного ширпотреба.
В прикладном  искусстве ювелирные изделия, кроме, пожалуй, художественного оружия - являются древнейшим творчеством, они имеют тесную связь с человеческим «я». Украшения возникли в тот момент, когда человек осознал свое я и свое место в природе.  Как правило, они несли в себе понятие «оберега», являлись и действовали в виде защитных амулетов. Коготь, клык убитого зверя, повешенный на шею –   вот и первое ювелирное украшение, которое давало силу и храбрость его обладателю. Современный человек, надевающий на себя драгоценное творение ювелира, оказывается причастным к жизни его далеких предков. Ювелирное украшение это не просто вещь. Это своего рода таинство в форме материального символа, обретающего конкретное место на теле человека. В таком понимании роль ювелира особенная. В ювелирном изделии соединяется энергетика материала, энергетика и тепло рук ювелира. В своей работе я стараюсь учитывать характер человека, его род занятий, стиль жизни и, самое важное, – ювелирное изделие должно гармонировать с образом и дополнять его. Ювелирное украшение способно улучшить настроение, самовосприятие, имидж. Оно  оказывает не только эстетическое, но этическое воздействие, от него зависит внешний облик человека,  его поведение, и реакция на него окружающих.

-Что могут рассказать ювелирные украшения о своем владельце?

А.Б.: Многое. О его статусе, состоятельности,  характере, уровне экстравагантности, индивидуальности, чем человек занимается.  Еще с древности, ювелирные украшения были символом и мерилом господствующего положения в обществе. Владение предметами ювелирного искусства было позволено только представителям высших сословий. В современном обществе ювелирные изделия по-прежнему сохраняют эту функцию и  остаются показателем статуса их владельца.
-Что оказывает влияние на Ваше творчество?

А.Б.: Все. Окружающий мир, перемены которые в нем происходят – все это создает необходимую творческую среду. Создание ювелирных изделий дает пищу для размышлений о вечном. Пройдет время, уйдет переменчивая мода, а воплощенная мысль в своем художественном выражении останется. Создавая свои работы, стараюсь не придерживаться ни каких рамок. Делая творческую вещь, я полностью свободен. Когда  же выполняю вещь на заказ, то я ограничен, прежде всего, человеком, поскольку ювелирное изделие должно восприниматься не отдельно от него, а гармонировать с ним, дополнять его образ. Не мало важная деталь – не идти на поводу у заказчика. Безусловно, вещь должна ему понравиться, но при этом, технически и, с точки зрения вкуса, должна быть сделана на высоком профессиональном уровне. Так, что бы не стыдно было ставить на нем свое авторское клеймо. Вещи, которые я делаю, могут передаваться по наследству. Хотелось бы, что бы они становились фамильными драгоценностями. К сожалению, «благодаря» советскому периоду, эти традиции были утеряны.

-Любите ли Вы творческие эксперименты?

А.Б.: Мне нравится делать совместные проекты с интересными и  творческими людьми. Последние выставки «Искушение роскошью», «Материализация  чувственных идей», «Открытие соблазна»,     сделанные совместно  с фотографом Уралом Гареевым, моей ученицей Варварой Широковой, стилистом Варварой Фадеевой,  дизайнером Виталием Гладким (автор сайта  WWW.BABUROV.RU) получили широкий резонанс и известность далеко за пределами Хабаровска. Проект освещался лучшим российским журналом в области ювелирного искусства    PLATINUM, который недавно появился и в Хабаровске.
Также я сотрудничаю с модельным агентством BEST,с хабаровскими модельерами Ольгой Голубевой и Галиной Чепковской, с салоном одежды «Тургеневский пассаж», который предоставляет для показов  коллекцию одежды ведущих европейских домов мод.

- Алексей, Желаю Вам творческих успехов. Спасибо за интервью.



                                                                                                                  Ткачева Инна

Ювелирное искусство - вид декоративно-прикладного искусства; изготовление ювелирных украшений из драгоценных металлов.

Ювелирные изделия, созданные мастерами, призваны служить не только в качестве украшений и предметов быта; они способны нести в себе воспитательное начало: удовлетворять эстетические потребности человека, формировать его художественный вкус и культуру, пробуждать интерес к творчеству.

Ювелирное искусство,
изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) преимущественно из драгоценных (золото, серебро, платина), а также некоторых других цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарём, перламутром, костью и т. д. В Ю. и. применяются ковка, литьё, художественная чеканка и канфаренье (придание поверхности металла зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение (басма), резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), скань (филигрань), зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление, полировка и др.; механические приёмы обработки - штамповка, вальцовка и др.
Ю. и. - один из древнейших и широко распространённых видов декоративно-прикладного (в том числе народное) творчества. Будучи теснейшим образом связанными с меняющимися условиями исторического быта (например, со спецификой стилей одежды), изделия Ю. и. играли роль своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца, а также имели (в функции амулетов) магический смысл. В процессе исторического развития социально-престижное значение изделий Ю. и. чаще всего вытесняло связанные с ними религиозно-магические представления. Вплоть до 20 в. Ю. и. остаётся одним из средств формирования целостной художественной среды, позволяющим одновременно подчеркнуть и красоту исходного материала, и изысканность его обработки.

Березовская С.М.
    Сорвать цветок и воткнуть его в волосы. Взять траву и сплести из нее браслет. Позднее, когда человек стал обрабатывать камень, глину и другие материалы, появились бусы, появились подвески, нашивки на одежду. Еще позднее возникли ювелирные изделия. Серьги, колты (височные подвески), пряжки, броши-фибулы, булавки, кольца и пр., а такжекультовыеукрашения.



ПРЕДМЕТЫ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА СТОЯТ ОСОБНЯКОМ В РЯДУ ДРУГИХ ПРИКЛАДНЫХ ИСКУССТВ, ТАК КАК, ВО-ПЕРВЫХ, ОНИ ИМЕЮТ ПРЯМОЕ И НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, К ФОРМИРОВАНИЮ ЕГО ПЛАСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА, А ВО-ВТОРЫХ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ, БУДУЧИ СДЕЛАНЫ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОНИ ОБРЕЧЕНЫ ЖИТЬ ДОЛГО
И ВНОВЬ И ВНОВЬ УЧАСТВОВАТЬ В КОСТЮМЕ ВСЕ НОВЫХ И НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ.
  
В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПРОИСХОДИТ РОСТ ИНТЕРЕСА К ЮВЕЛИРНОМУ ИСКУССТВУ. ОСОБЕННО В ЕВРОПЕ И В НАШЕЙ СТРАНЕ. ОСОБЕННО ЭТОТ ИНТЕРЕС КАСАЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА. НА МОЙ ВЗГЛЯД, ЭТОТ ИНТЕРЕС ПРОДИКТОВАН ОБЩЕЙ СИТУАЦИЕЙ ВСЕСТОРОННЕЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРЕДМЕТОВ БЫТА И СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЛЮДЕЙ. ВОЛНА СТАНДАРТИЗАЦИИ ВЫШЛА ДАЛЕКО ЗА ПРЕДЕЛЫ СТАНДАРТОВ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ МОДОЙ. В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ СОСТОЯНИЕ РУССКОГО ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА НАХОДИТСЯ
В БОЛЕЕ ВЫГОДНЫХ УСЛОВИЯХ, Т.К. ОНО В МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ ИСПЫТЫВАЕТ НА СЕБЕ ВЛИЯНИЕ НОВЫХ МАШИННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И НАХОДИТСЯ КАК БЫ БЛИЖЕ К СОБСТВЕННЫМ КОРНЯМ.
  
И ЗАПАДА,
Я РАЗГЛЯДЕЛА РАЗЛИЧНУЮ ТЕНДЕНЦИЮ, ПРОДИКТОВАННУЮ ТРАДИЦИЕЙ.
НА ЗАПАДЕ ВО ГЛАВЕ УГЛА СТОИТ МОДА. МОДА СОЗДАЕТСЯ СНАЧАЛА НА УРОВНЕ БИЖУТЕРИИ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩЕЙ ХУДОЖНИКА, СОЗДАЮЩЕГО МОДУ КОСТЮМА. ЗАТЕМ ОТ БИЖУТЕРИИ ОНА ПЕРЕХОДИТ В СФЕРУ СОЗДАНИЯ УКРАШЕНИЙ ИЗ ЗОЛОТА
И СЕРЕБРА. ПРАКТИЧЕСКИ ДОВОЛЬНО ЧАСТО МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ОЧЕНЬ БЛИЗКИЕ ПО ФОРМЕ УКРАШЕНИЯ ИЗ СТЕКЛА И ЦВЕТНОГО МЕТАЛЛА И ИЗ ЗОЛОТА И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ. МОДА ПРИ ЭТОМ ОДНА. В РОССИИ ТЕНДЕНЦИЯ ПОКА ЧТО ДРУГАЯ. ДВИЖЕНИЕ МОДЫ ОЧЕНЬ РОБКО ВЛИЯЕТ НА ПРОИЗВОДСТВО УКРАШЕНИЙ ИЗ ЗОЛОТА И СЕРЕБРА. ЗДЕСЬ ОГРОМНЫЙ ВЕС ИМЕЕТ КЛАССИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ, КОТОРАЯ ВАРЬИРУЕТСЯ ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО, Т.К. НАШ РЫНОК НЕ ПРИНИМАЕТ ЗАПАДНОЙ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ ИЗДЕЛИЯМИ ИЗ ДРАГМЕТАЛЛОВ.
  
БИЖУТЕРИЯ ЖЕ КАК БЫ СЛЕДУЕТ В КИЛЬВАТЕРЕ ЗОЛОТЫХ ИЗДЕЛИЙ, ЧАСТИЧНО ИМИТИРУЯ ДРАГОЦЕННОСТИ, ЧАСТИЧНО ВОСПРОИЗВОДЯ И ВАРЬИРУЯ ОБРАЗНУЮ СТОРОНУ ЗОЛОТЫХ УКРАШЕНИЙ. ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УКРЕПЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ КОСНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ, НО И ЗА СЧЕТ СКУДОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И КОШЕЛЬКА ПОТРЕБИТЕЛЯ.
ОДНАКО СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ПРИ ЭТОМ БОЛЬШЕ СТРАДАЕТ СОСТОЯНИЕ БИЖУТЕРИИ. ЗАТО В ОБЛАСТИ ДРАГОЦЕННЫХ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ МЕНЬШЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ. ЕСЛИ БЫ МЫ СЕЙЧАС, НАХОДЯСЬ НА НАШЕМ ТЕХНИЧЕСКОМ УРОВНЕ, ПРИНЯЛИСЬ БЫ ВОСПРОИЗВОДИТЬ МОДНУЮ БИЖУТЕРИЮ ЗАПАДА ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, МЫ УТРАТИЛИ БЫ ТЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ДАЕТ НАМ КЛАССИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ, И НЕ ПОЛУЧИЛИ БЫ ТОГО БЛЕСТЯЩЕГО ТОВАРНОГО КАЧЕСТВА ИЗДЕЛИЙ, КОТОРЫМ РАСПОЛАГАЕТ ЗАПАД.
      
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ СТАЛО "МОДНО" СОЗДАВАТЬ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ЛИШЬ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТ. ЭТИ ВЕЩИ ПОДОБНЫ БУТАФОРИИ, ОНИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВЕЩАМИ В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ СЛОВА. ВЕДЬ ЕСЛИ ВДУМАТЬСЯ В КОРЕНЬ РУССКОГО СЛОВА "ВЕЩЬ", ТО МЫ УВИДИМ КОРЕНЬ "ВЕСТЬ" В ЕГО ОСНОВЕ, Т.Е. ВЕЩЬ НЕ ТОЛЬКО ПРЕДМЕТ ПОЛЕЗНЫЙ, НО Ж НЕСЕТ В СЕБЕ "ВЕСТЬ" - СУММУ ЗНАНИЙ О ПРЕДМЕТЕ. ЧЕМ ВЫШЕ ИСКУССТВО ХУДОЖНИКА - АВТОРА ЮВЕЛИРНОГО УКРАШЕНИЯ, ТЕМ БОЛЬШЕЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕСЕТ В СЕБЕ СОЗДАННАЯ ИМ ВЕЩЬ, НЕ ПЕРЕСТАВАЯ ПРИ ЭТОМ ВЫПОЛНЯТЬ ПРОСТЕЙШИЙ УТИЛИТАРНЫЙ ДОЛГ, ТЕМ СЛОЖНЕЕ, ТОНЬШЕ АССОЦИАЦИИ, ПОРОЖДАЕМЫЕ ВЕЩЬЮ.

    

ИДЕАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ ДЛЯ ХУДОЖНИКА - ЭТО ПОЛНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СВОБОДА, СВОБОДА ВЫБОРА МАТЕРИАЛА, СПОСОБА ИСПОЛНЕНИЯ, А ТАКЖЕ СВОБОДА ОТ ДАВЛЕНИЯ ЗАКАЗА. Т.Е. ПРИХОДИТ К ХУДОЖНИКУ НЕКИЙ ЧЕЛОВЕК И ГОВОРИТ: "ВОТ Я, ТАКОЙ КАК Я ЕСТЬ. МНЕ НУЖНО К ТАКОМУ-ТО СЛУЧАЮ ИЛИ К ТАКОМУ-ТО КОСТЮМУ СДЕЛАТЬ ТАКОЕ-ТО УКРАШЕНИЕ". ХУДОЖНИК СМОТРИТ НА ЗАКАЗЧИКА, ВЫСЛУШИВАЕТ ЕГО ПОЖЕЛАНИЯ И ПРИНИМАЕТСЯ ЗА РАБОТУ. ПРИ ЭТОМ ЗАКАЗЧИК
НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ ЕГО НИ В ЦЕНЕ, НИ В МАТЕРИАЛЕ, НИ ВО ВРЕМЕНИ. ТОГДА РУКОВОДСТВУЯСЬ СВОИМ ВИДЕНИЕМ ОБРАЗА "ЗАКАЗЧИКА", ХУДОЖНИК ВЫБИРАЕТ МАТЕРИАЛ, ТЕХНОЛОГИЮ И СТИЛЬ УКРАШЕНИЯ И СОЗДАЕТ ГАРМОНИЧНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА, НАИБОЛЕЕ БЛИЗКОЕ К ИДЕАЛЬНОМУ ВОПЛОЩЕНИЮ ОБРАЗА.