Бабуров В.Ф. Теория искусства
универсализм моего метода напоминает мне об известном шутливом определении: «Если теория объясняет всё, то, скорее всего, она антинаучна».
Мне и самому было бы интересно узнать его пределы, так как, на мой самонадеянный взгляд, пользуясь методом можно определить истоки основных форм проявления человеческой психики, в том числе и тех, которые выходят за рамки проблем творчества. Надеюсь, мои выводы покажутся достойными внимания не только для специалистов, имеющих отношение к искусству, но и для обыкновенных, неискушённых в проблемах творчества людей, желающих разобраться в этих столь не простых вопросах.
Характеристика личности как основы творческой мотивации.
(Попытка популярного размышления на тему)
Личностная характеристика наряду с мышлением относится к основополагающим свойствам, отличающим человека от остального животного мира.
В наших рассуждениях об истоках личности мы можем выделить три составляющих : эмоции, разум, социум, присущих, в большей или меньшей степени, и человеку и животным но, одновременно выделяющих человека из остального биологического сообщества: ведь, в какой - то степени, некоторым видам животных также присущи зачатки разума (у высших приматов), простейших эмоциональных реакций (все могут вспомнить примеры ярчайшего эмоционального поведения домашних животных); или социальных отношений (пчелиный улей или муравейник); или даже зачатки некоторых форм культуры (по последним данным зоологических исследований, к примеру, в львиных прайдах или «семьях» дельфинов). Если рассматривать отдельно каждый из этих факторов как причину творческих мотиваций, мы ещё не получим ответа. Очевидно, человек обладает некоторой особенностью, которая и привела его к тому, что мы определяем как творчество. Ответ на этот вопрос невозможно получить, не исследовав основные составляющие человеческой психики в их соотношении и взаимодействии: разум и эмоции.
Не вдаваясь глубоко в научные формулировки, попробуем дать простое, достаточное для наших рассуждений, определение: что это такое?
Дитё рождается «неразумным» (если пользоваться бытовой терминологией), а потом в процессе воспитания, обучения, получения образования, общения с другими людьми получает то, что мы потом называем разумом.
Таким образом, разум, в упрощённой формулировке, не что иное, как прижизненный опыт конкретного человека, приложенный к