Бабуров В.Ф. Теория искусства
данной ему природой способности мыслить. Вне активного развития мыслительной способности не может получиться то, что мы называем разумом в общечеловеческом смысле. Есть большое количество примеров, когда дети, выросшие и воспитанные среди животных, не получив в результате этого возможность развить свою способность к мыслительной деятельности в том виде в каком она проявляет себя в людях, то есть в виде способности говорить, утрачивали её.
Достаточно широкие и в полной мере развитые мыслительные способности, обогащённые обширными знаниями, мы называем интеллектом. Таким образом, интеллект – не есть только сумма знаний. Сумма знаний – это эрудиция. Интеллект это эрудиция, приложенная к способности мыслить.
Но, кроме способности к мышлению, ребёнок рождается с множеством уже готовых навыков: он умеет сосать материнскую грудь, справлять естественные надобности, переваривать пищу, дышать, а, также, плакать, когда ему что – то хочется, улыбаться или «агукать», когда он доволен, то есть эмоционально реагировать на внешние или внутренние раздражители.
Всё это – не что иное как биологический, физиологический и эмоциональный закреплённый на генетическом уровне опыт, полученный ребёнком от его родителей при рождении и заключающий в себе опыт всей цепочки его биологических предков, в высших своих проявлениях являющийся основой всех дальнейших сложных эмоциональных реакций.
Таким образом, в психо - физиологическом смысле, человек содержит в себе два опыта: генетически обусловленный опыт предков, включающий, кроме физиологических функций и эмоциональную сферу, и свой индивидуальный личностный опыт: то, что мы называем разумом. Совокупность этих двух опытов и является тем, что мы определяем как личность. Но как бы это не казалось оскорбительным для нашего самолюбивого сознания, эмоциональная сфера, как мотивация, превалирует в психике человека, наверное, потому, что за ней стоит многотысячелетний генетически закреплённый опыт всей чреды наших предков. Не зря в психологии разум, в одном из определений, всего лишь инструмент для удовлетворения эмоциональных потребностей.
Сбалансированное сочетание эмоционального - врождённого и рационального в человеке воспринимается как гармоничная личность. Но это – идеальный вариант. Как правило, в людях встречаются любые замесы того и другого; отклонение в ту или иную сторону нарушает гармонию, но даёт всё многообразие человеческих индивидуальностей. Отсюда столь злободневная в не так далёком прошлом дискуссия «физиков» и «лириков». Значительное отклонение от этого баланса – уже патология. Эмоциональный, но с неразвитым умом человек - попросту дурак.