События

 

Занятия по рисунку в Студии Искусств Алексея Бабурова













Бабуров В.Ф. Теория искусства

 

данной ему природой способности мыслить. Вне активного развития мыслительной способности не может получиться то, что мы называем разумом в общечеловеческом смысле. Есть большое количество примеров, когда дети, выросшие и воспитанные среди животных, не получив в результате этого  возможность развить свою способность к мыслительной деятельности  в том виде в каком она проявляет себя в людях, то есть в виде способности говорить, утрачивали её.
Достаточно широкие и в полной мере развитые мыслительные способности, обогащённые обширными знаниями, мы называем интеллектом.  Таким образом, интеллект – не есть только сумма знаний. Сумма знаний – это эрудиция. Интеллект  это эрудиция, приложенная к способности мыслить.
Но, кроме способности к мышлению, ребёнок рождается с множеством уже готовых навыков:  он умеет сосать материнскую грудь, справлять естественные надобности, переваривать пищу, дышать, а, также,  плакать, когда ему что – то хочется, улыбаться или «агукать», когда он доволен, то есть эмоционально реагировать на внешние или внутренние раздражители.  
Всё это – не что иное как биологический, физиологический и эмоциональный закреплённый на генетическом уровне опыт, полученный ребёнком от его родителей при рождении и заключающий в себе опыт всей цепочки его биологических предков, в высших своих проявлениях являющийся основой всех дальнейших  сложных эмоциональных реакций.
Таким образом, в психо - физиологическом смысле, человек содержит в себе два опыта:  генетически обусловленный опыт предков, включающий, кроме физиологических функций и эмоциональную сферу, и свой индивидуальный личностный опыт: то, что мы называем разумом.   Совокупность этих двух опытов и является тем, что мы определяем  как личность.  Но как бы  это не казалось оскорбительным для нашего самолюбивого сознания, эмоциональная сфера, как мотивация, превалирует в психике человека, наверное, потому, что за ней стоит многотысячелетний генетически закреплённый опыт всей чреды наших предков.  Не зря в психологии  разум, в одном из определений, всего лишь   инструмент для удовлетворения эмоциональных потребностей.            
Сбалансированное сочетание эмоционального - врождённого и рационального в человеке  воспринимается как гармоничная личность. Но это – идеальный вариант. Как правило, в людях встречаются любые замесы того и другого;  отклонение в ту или иную сторону нарушает гармонию, но даёт всё многообразие человеческих индивидуальностей. Отсюда столь злободневная в не так далёком прошлом дискуссия «физиков» и «лириков». Значительное отклонение от этого баланса – уже патология.  Эмоциональный, но с неразвитым умом  человек - попросту дурак.  

« 1 2 3 4 5 »  65 стр.