Бабуров В.Ф. Теория искусства
жесточайшим фактором естественного отбора, отметающего всё, хоть в самой малой степени не отвечающее требованиям внутреннего назначения и внешней среды.
Природные формы – будь то растения, пейзаж или животное, для человека красивы, если они, в его восприятии эмоционально окрашены как приятные. Если они благоприятны для его существования и не представляют опасности (ядовитые змеи), или не ассоциируются со смертью, распадом (хладнокровные земноводные, черви и рептилии), а также в полной мере соответствуют своему предназначению, находясь в оптимуме своего развития.
Так мы воспринимаем здоровую сильную лошадь, как, безусловно, красивое животное. Природа в результате эволюции отвергла у лошади все лишнее, не соответствующее её назначению быть лошадью, доведя совершенство её форм до состояния «биологического кристалла». Но любые отклонения от совершенства делают объект нашего внимания в нашем восприятии «некрасивым». Больная или старая лошадь - уже «кляча».
Красота природных форм является следствием гармонии основанной именно на предельном соответствии условиям их образования и существования.
Это соответствие, являющееся высшей целесообразностью формы, и закрепилось в видовом опыте человека, существующем в каждом из нас до сих пор.
Природа не создала автомобиля, самолёта или корабля. Их формы - абсолютно искусственны, но, тем не менее, мы восхищаемся красотой многих, особенно удачных, моделей.
Очевидно, к примеру, что современный автомобиль со дня его появления прошёл все этапы, приведшие его форму в состояние технологической, конструктивной и эксплуатационной гармонии. То есть, он достиг за свою эволюцию той же степени совершенства, как и лошадь. Это и даёт возможность воспринимать его искусственную форму как эмоционально положительную, а значит – и эстетичную. Умозрительные попытки «украсить» автомобиль или любую другую искусственную форму, используя внешние атрибуты, механически привнесённые от других «красивых» форм, обречены на неудачу.
Нелепо выглядела бы лошадь «украшенная» какими – нибудь рогами, ветками или чешуёй (что, тем не менее, применимо в карнавальной эстетике, основанной именно на парадоксе).
Гармония созданных природой форм и механизм их образования опосредованно является мерилом эстетической оценки новых форм, создаваемых человеком.
Пока человек жил в соответствии с окружающей средой, всё, что он создавал, в той или иной степени было гармонично. Лучшие музеи мира
« 1 2 3 4 5 ... 21 22 23 24 25 » 65 стр.