Бабуров В.Ф. Теория искусства
А что бывает, когда наша «горничная» берётся, к примеру, проектировать архитектуру…?
Даже поверхностный анализ даёт нам немало примеров, показывающих, что игнорирование хотя бы некоторых из факторов гармонии резко снижает эстетический уровень архитектурных сооружений.
Мы знаем немало случаев, когда эстетически недообразованный архитектор, вдохновлённый, к примеру, безусловной красотой античной архитектуры и, желая «сделать так же красиво», механически переносит её внешние формы на сооружение, по своему назначению и конструкции не отвечающее прототипу (те же кружавчики, те же оборочки). Где – нибудь на Дальнем Востоке, появляется архитектурный объект, использующий в декоре античную ордерную систему. Архитектор, в силу своих ограниченных представлений о красоте, украшает районный дом культуры или учебное заведение (Железнодорожная академия) колоннадой и портиком, приставленными к совершенно не нуждающемся в них зданию. Ни конструкция здания, использующая достижения иной строительной индустрии, ни назначение его (явно не храм), ни климат (суровый и ветреный зимой) не обусловливают подобное решение. Кроме того; великолепие беломраморных колонн античного храма, составленных из вручную вырубленных монолитных мраморных блоков, сверкающих на солнце и сохраняющих как бы теплоту рук их сотворивших, подменяется подделкой: вопиющим безобразием сложенных из кирпича, заштукатуренных и грубо побеленных известью столбов.
В другом случае, «наша горничная», вдохновлённая ещё одним историческим примером красивой архитектуры (палаццо времён итальянского возрождения), строит здание бывшей высшей партшколы в Хабаровске. Так же как и ранее, вместо сложенных из натуральных, обтёсанных вручную, каменных блоков, украшающих стены венецианских дворцов, применяется кирпич, оштукатуренный «под руст». Балкон, как непременный атрибут «украшения», не опирается на каменные, сделанные искусным резчиком консоли, а сделан из простой бетонной плиты, вмонтированной в стену. А подвешенные к ней фальшивые бетонные, побеленные всё той же известью консоли не то что не поддерживают балкон, а, напротив - утяжеляют конструкцию. Где тут эстетика?
Много лет назад студентам на лекциях я приводил этот пример как образец дурного вкуса, предсказывая, конечно в шутку, что подвешенные тяжеленные бетонные «консоли», как конструктивно негармоничный элемент, рано или поздно должны отвалиться, с риском убить кого - либо из прохожих. Не так давно это и произошло, правда, слава Богу, никто из прохожих не пострадал.
Или – пример из нашего времени. Мы, наконец, дожили до самых передовых строительных технологий и материалов. Сейчас архитекторы
« 1 2 3 4 5 ... 21 22 23 24 25 26 » 65 стр.