Бабуров В.Ф. Теория искусства
Как сбалансированное соотношение эмоционального и рационального в психике человека определяет гармонию личности, так же, лишь при условии баланса рациональных структур с иррациональными (то есть – природными или ассоциирующимися с таковыми), возможно достижение того, что в нашем восприятии мы называем гармонией.
Пока человек не обладал тем, что мы именуем развитым сознанием, разумом, короче – уже был «гомо», но ещё не стал «сапиенс», он находился в психологическом единстве с природой. Но с развитием сознательной сферы человек одновременно всё более рационализирует окружающую среду: создает новые, не существовавшие до того в природе формы, исходя из своих практических, рациональных потребностей. Человек создаёт вторую искусственную среду своего обитания (рационально организованную, геометрически структурированную), для которой ещё не успел выработаться генетически закреплённый в подсознании стереотип восприятия. Соответственно мы воспринимаем искусственные, не имеющие аналогов в природе, формы, как эмоционально неокрашенные: сухие, мертвые и безжизненные.
Так безусловно полезные и рациональные новостройки спальных районов, застроенные по типовому проекту, производят удручающее эмоциональное впечатление, пока они не гармонизируются, то есть не обживаются людьми и не дополняются природными ландшафтными формами в виде рельефа, водоемов и растительности.
Подобно тому, как в человеке всё более и более развивается рациональная сфера, усложняя его внутреннее взаимодействие с подсознанием, требования, предъявляемые им к окружающей среде, приводятся в аналогичное соответствие. Человек испытывает потребность придать всему многообразию искусственно создаваемых форм качества, позволяющие воспринимать их как эмоционально положительные. Уже в самых ранних своих изделиях и постройках человек ищет способы «вдохнуть душу» в новую среду своего обитания. Новые формы лишь в том случае могут стать комфортно воспринимаемыми, если они будут, соответственно отвечать его эмоционально – подсознательным критериям.
Так же как внешние формы живой природы: растений, животных, людей обусловлены целым рядом внешних факторов, определяющих их формообразование, подлинно гармоничная искусственно создаваемая форма обязательно является следствием доскональнейшего учёта соответствующих факторов.
Если внимательно проанализировать все моменты, влияющие на образование растительных или животных форм, оцениваемых нами как красивые и гармоничные, обнаруживается прямая и довольно определённая зависимость этих форм от целого ряда внешних условий, в которых происходило их формирование. Зависимость эта обеспечивается в природе
« 1 2 3 4 5 ... 20 21 22 23 24 25 » 65 стр.