Бабуров В.Ф. Теория искусства
широко расставленные глаза улучшали бинокулярность зрения, что позволяло лучше охотиться. Густые волосы и чистая свежая кожа- свидетельство нормального обмена веществ и внутреннего здоровья, что являлось существенным фактором в выборе отца или матери будущего потомства. Прямой нос у представителей европеоидных рас позволял согреваться холодному воздуху при дыхании в северных широтах.
Все эти качества, являвшиеся жизненно необходимыми в условиях дикой природы, в настоящее время уже не столь актуальны для выживания. Нам не нужно сегодня догонять или убегать, рисковать жизнью для того, чтобы жить; неустойчивый климат компенсируется комфортным жильём, а вместо красивого мужа, большинства женщин предпочитают состоятельного. Тем не менее, древнейший механизм подсознательного настолько силён, что по прежнему продолжает определять наши эстетические оценки.
Критерием соответствующих неосознанных оценок является, естественно, опыт общения с природой. А другому и взяться неоткуда. Современный человек интуитивно ищет в окружающей его новой, искусственно созданной среде аналогии с естественной природой и испытывает эмоциональное и эстетическое удовлетворение, когда находит таковые.
Напрашивается парадоксальный вывод: «Это что же, раз все мы – дети природы и у нас все эмоциональные критерии - от природы, то и эстетический вкус у нас должен быть безукоризненный и один на всех?»
Это было бы так, если бы человек в психологическом смысле состоял из одних эмоций. А куда мы дели индивидуальный прижизненный опыт именуемый разумом? Наличие в психике человека двух параллельно существующих и часто конфликтующих между собой сфер и создаёт всю эту неразбериху с эстетикой.
Это определяет и характер восприятия человеком окружающей действительности. С одной стороны, человек воспринимает мир разумом, сознанием, ищет в явлениях жизни смысл, логику, целесообразность, С другой стороны, каждое явление одновременно оценивается человеком подсознательно эмоционально. Как и в психике человека, эти сферы не всегда в согласии, так и в оценке окружающей действительности зачастую возникает противоречие между разумной и эмоциональной оценкой.
Как только недалёкое наше сознание начинает деспотично вмешиваться в процесс эстетической оценки, наша внутренняя согласованность даёт сбой. Совершенно «правильная», логичная и оправданная с позиций здравого смысла форма может восприниматься отрицательно в нашей эмоциональной оценке, как сухая, безжизненная и некрасивая.
Очевидно, для нашего «двухканального» восприятия необходимо не только соответствие здравому смыслу и логике, а и «чувствование».
« 1 2 3 4 5 ... 16 17 18 19 20 21 » 65 стр.