Бабуров В.Ф. Теория искусства
Доступная для реальной жизни в обществе индивидуальная свобода обеспечивается только выполнением обусловленных социумом правил. Нарушение общественных правил личностью ведёт к ограничению её свободы….
Попробуйте ездить в автомобиле нарушая правила, то есть - не считаясь с другими людьми. Рано или поздно вы попадёте в аварию, потеряете здоровье, лишитесь прав на управление автомобилем, а то и попадёте в «места не столь отдалённые», где уж точно ваша свобода будет весьма ограничена. А выполняя, казалось бы ограничивающие вашу личностную свободу правила, вы спокойно и свободно доезжаете из точки А в точку Б, получая гораздо большую свободу передвижения чем свободу нарушать правила в угоду собственному самодурству.
Конечно, всякое ограничение свободы воспринимается на эмоциональном уровне болезненно, ведь наши эмоции – продукт громадного многотысячелетнего опыта жизни в условиях, где общество не было достаточно организованно, чтобы регламентировать личную свободу каждого. Неизбывное, основанное на инстинктивных мотивациях, желание свободы, плохо осознаваемое здравым смыслом, а потому и плохо формулируемое и ведёт ко всей этой неразберихе с определением: «Что есть свобода?».
Многочисленные дискуссии по этому поводу, от анархистских утопий о некой «абсолютной» свободе, до коммунистического определения свободы как «осознанной необходимости» (Чьей и - перед кем?) до сих пор не дают конкретного и ясно понимаемого ответа.
Полная свобода, так горячее отстаиваемая некоторыми её адептами, - иллюзия. Человек, даже пребывая в абсолютном одиночестве в диком лесу, никогда не бывает полностью свободен. Он несвободен от внешних условий: климата, непогоды, чувства голода, внешних опасностей, болезней, необходимости бороться за выживание и т.д. Конечно же, необходимость сосуществовать с другими людьми ещё более налагает ответственность за желание быть свободным.
Ответственность за свободу и есть основной критерий определяющий возможность пользоваться её благами. Многочисленные «борцы за свободу» требуя как можно более полных свобод, как правило, забывают как раз об этом. Даже самые уважаемые из их из числа, к примеру, диссиденты советского периода, не учитывают, что «сарафан свободы» шьётся не для всех разом, а индивидуально - для каждого. Нельзя дать равную свободу и Валерии Новодворской, и приговоренному к пожизненному заключению насильнику – людоеду. И если Валерия Новодворская с её уровнем культуры и гражданской ответственности совершенно справедливо негодует по поводу тех ограничений, которые она претерпела от диктаторского
« 1 2 3 4 5 ... 51 52 53 54 55 56 » 65 стр.