Бабуров В.Ф. Теория искусства
Из общего для всего живого биологического эволюционного процесса современного человека выделяет лишь эволюция социальная. Человек объединяется в сообщество, повинуясь не только инстинкту и голосу крови, а и соображениями высшего порядка: необходимости, долга, патриотизма, чувства безопасности и т. д.
Образ жизни «гомо сапиенс» резко отличается от дикого, полного звериного эгоизма существования его предшественников, у которых все поступки подчинялись, в основном, инстинктивным влечениям. Качества, которые тогда являлись, безусловно, необходимыми и оправданными, во многих случаях оказываются ненужными, вредными и даже социально опасными в жизни человека, вступившего в стадию общественного развития.
… Всё другое. Всё не так. Раньше жил в джунглях, а теперь – в городе. Хотел раньше человек есть – охотился, добывал птицу или животное и ел, находясь в полном согласии со своими желаниями, а теперь – нельзя. Курица – соседская, баран – колхозный. Хотел раньше человек жениться и не мудрствуя лукаво «женился» на любой из попавших в поле его зрения женщин, правда, иногда отстаивая своё право в бою с таким же претендентом, но опять же в согласии с самим собой, а теперь – нельзя: понравившаяся женщина – жена соседа. То – нельзя, это – нельзя. А инстинкты – то, куда деть? А с эмоциями – то, что делать? Так недолго, какой ни будь невроз получить, а то и вообще «с катушек съехать». А тут ещё общество со своей моралью, родители со своим воспитанием, религия со своими заповедями, государство со своими законами и, наконец, как производное от всего этого – собственная мораль, ставшая личными убеждениями. Короче – жил человек счастливо, а стал жить несчастно. Вот где социум - то себя проявляет.
Проблема ещё и в том, что в каждом конкретном человеке соотношение, как и диапазон, эмоционального и рационального очень индивидуальны. То есть у каждого индивидуума - свои заморочки обусловленные многовековым опытом его личных предков. У одних - в подсознании превалируют сексуальные инстинкты. У других – агрессивные комплексы. А у третьих - гремучий замес и того и другого. И спокойно жить каждому человеку не дают его собственные индивидуальные особенности.
Хорошо, если пришла пора жениться, а тебя полюбила свободная девушка. Вот где счастье – то! Вот где медовый – то месяц! Беспокоят человека формировавшиеся тысячелетиями инстинкты воина и охотника – а тут война: ворог напал. Вот где ощущение счастья! «Есть упоение в бою - великой бездны на краю…». Вместо потенциального агрессивного задиры, драчуна, разбойника, а то и убийцы, мы имеем героя – защитника отечества.
То есть, вывод - какой? Есть возможность выплеснуть инстинкты и эмоции – человек счастлив (вот вам ответ на сакраментальный вопрос: что такое счастье?) Нет возможности – хоть в петлю лезь. А как выплеснуть, если
« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 » 65 стр.