Бабуров В.Ф. Теория искусства
Разум человека социального, повинуясь морали общества, пытается держать под контролем инстинкты, но контроль этот не во всех случаях оказывается достаточно эффективным.
«Нередко случается, что под влиянием какого – нибудь неожиданного возбуждения, человек приходит в состояние сильного гнева и, не будучи в силах удержаться, производит действия, в совершении которых он тотчас же начинает раскаиваться. Обыкновенно говорят, что в эти минуты в человеке пробуждается зверь.
Это мнение – более чем метафора. Вероятно, под влиянием какой – нибудь необычной причины здесь приходит в действие нервный механизм какого – нибудь из наших животных или животнообразных предков….
Г.В. морозов, В.А. Ромасенко. Нервные и психические болезни с основами медицинской психологии. М. «Медицина» 1976г.
Причем, чем более ярка личность и чем более высока её внутренняя культура, тем менее возможности её проявления и самовыражения в реальной повседневности могут пробиться в узкие, усреднённые «под всех» двери общепринятых культурных норм….
Именно ограниченность этих возможностей влечет личность к творчеству, как единственно возможному для человека социального средству реализации своего, требующего выхода внутреннего конфликта.
«Неосознаваемая психическая деятельность является составным элементом любого акта человеческого поведения, Особенно велика её роль в творческих процессах, проявляющихся в развитии науки, искусства, языка.
А.Прангишвили. «Психология: сознание и бессознательное». Лит. Газета №48 1977 г.
Этим же объясняется и факт малого интереса к искусству, или полное отсутствие такового, у людей низкой культуры и узкого личностного диапазона. Их, не обременённая высокой культурой эмоциональность, не считаясь ни с какими нормами, свободно выплескивается на окружающих в поступках и поведении, а потому и не нуждается в каких – то других способах самовыражения. Более того, такие люди ищут возможности для такого антисоциального поведения, как единственного доступного им способа получить разрядку своего внутреннего конфликта. Достаточно вспомнить вызывающие умиление у разночинной интеллигенции так называемые «народные забавы» типа массовых драк «стенка на стенку». Сюда же можно отнести и агрессивный ажиотаж вокруг спортивных соревнований с массовыми побоищами «болельщиков».
« 1 2 3 4 5 ... 6 7 8 9 10 » 65 стр.