Бабуров В.Ф. Теория искусства
жизненными реалиями, социумом, а главное - с цензурой собственного, воспитанного на общественной морали, самосознания.
Конфликт этот не осознаётся человеком как таковой, ввиду того, что эмоциональная сфера находится вне пределов сознания, и переживается им, как чувство неосознаваемого дискомфорта и беспокойства. Творческими людьми это состояние определяется как вдохновение. Изживая своё вдохновение в творчестве, человек достигает катарсиса, а попросту снимает стресс от затянувшегося психологического конфликта в себе самом.
Так что, всем известная поэтическая «Муза» не есть нечто существующее вне художника и произвольно навещающее его время от времени. Она находится в самом художнике и обнаруживает себя только умеющим услышать её иногда очень слабый голос и дать ей выход в творчестве.
Мы знаем знаменитое признание Гоголя, который утверждал, что он избавляется от собственных недостатков и других влечений, наделяя ими героев и отщепляя, таким образом, в своих комических персонажах собственные пороки. Такие же признания засвидетельствованы целым рядом других художников. По свидетельству психоаналитиков Шекспир и Достоевский потому не сделались преступниками, что изображали убийц в своих произведениях и, таким образом, изживали свои преступные наклонности. При этом искусство является чем - то вроде терапевтического лечения для художника и, одновременно, для зрителя – средством уладить конфликт с бессознательным, не впадая в невроз.
Эти признания дорогого стоят…. Не может художник создать что – либо значимое, не будучи предельно искренним перед самим собой, не обнажив и не вывернув наизнанку все глубинные сокровеннейшие закоулки своей души. Самые «правильные» и актуальные с позиций здравого смысла умозаключения не могут быть основой для создания по - настоящему художественного произведения, не будучи пропущенными через глубины собственного переживания. Даже самые «реалистические» шедевры мирового искусства рассчитанные и самими авторами, казалось бы только на рациональное восприятие, именно в силу врождённого
таланта художника, оказываются носителями того самого подсознательного содержания выраженного в композиционном строе, языке, колорите, ритмике и других формальных проявлениях позволяющих говорить о неповторимости индивидуального творческого языка автора. Это позволяет отделять их от громадного количества умозрительно таких же по смысловому содержанию, но не «шедевров». В хорошем реалистическом искусстве подсознательное содержание проявляется через наслаждение великолепной формой и подтекстовый эмоциональный образ, но отнюдь не через смысловое содержание только. В противном случае мы будем иметь, пусть даже
« 1 2 3 4 5 ... 10 11 12 13 14 15 » 65 стр.