Бабуров В.Ф. Теория искусства
Природа существует сама по себе. Она - никакая: ни хорошая и ни плохая. Только в субъективной оценке человека природа наделяется либо хорошими, либо плохими качествами. То, что благоприятно для человека, оценивается им рационально – как полезное, а эмоционально – как приятное. И вместе - как гармоничное.
Человек и действительность воспринимает одновременно по двум каналам: эмоциональному и рациональному, то есть эмоциями и разумом. Эмоциям приятно или неприятно то, что хорошо или не хорошо по отношению к его генетической памяти, а разуму хорошо или плохо то, что кажется ему полезным или вредным с позиций его прижизненного опыта..
Представьте себе влюблённую девушку. Естественно, её чувства глубоко эмоциональны. Причем, чем более они сильны, тем более глубинный генетический опыт задействован в процессе и тем меньше здравого смысла в её предпочтении. Она полюбила видного из себя красавца. Высокого, сильного, смелого, здорового. А то, что он не закончил и средней школы, да ещё, к примеру, в тюрьме сидел – для нашей Джульетты не столь существенно: «Сердцу не прикажешь». Или того круче: «Любовь зла – полюбишь и козла». Мама девушки, как правило (хотя бывают исключения), в него не влюблена и воспринимает парня по естественному в такой ситуации каналу: рационально. Для неё имеет значение: «Где работает? Из какой он семьи? И сможет ли материально содержать её?» А то, что у него ноги прямые или кривые и пузо висит или поджато – это для неё не столь существенно. Вот тут вам и конфликт между эмоциями и разумом, и нет мира в семье.
И напротив, если дочь полюбила красавца, да он ещё и нобелевский лауреат, то тут - и мама довольна, и гармония в доме.
Напрашивается вывод, что соответствие наших эмоциональных желаний с нашим же здравым смыслом, воспринимаемое нами как глубоко положительное переживание, и является тем, чему человечество дало название «гармония».
Художественное содержание формы
Мы рассмотрели пример, как принцип гармонии проявляет себя в восприятии людьми жизненных ситуаций. Но, точно так же, этот механизм срабатывает в любых проявлениях человеческой психики. В том числе и в творческой деятельности. Творчество не может быть выражено иначе, чем через ту или иную форму. Форма – это, прежде всего, инструмент диалога художника со зрителем или музыканта со слушателем, или даже автора с самим собой.
« 1 2 3 4 5 ... 11 12 13 14 15 » 65 стр.