Бабуров В.Ф. Теория искусства
С позиций рационального взгляда, форма в искусстве – всего лишь средство передачи визуальной, звуковой или смысловой информации. Абсолютизация этого предназначения формы привела к тому, что в так называемом «реалистическом искусстве», задачи художественной формы сводились лишь к «отражению реальной действительности». А творческий процесс состоял в том, чтобы «реалистическим» т. е. изобразительным способом воплотить, как можно более «похоже» на натуру, тщательно продуманный рационально воспринимаемый сюжет. Это и дало повод назвать такое искусство «реализмом». Популярность реалистических форм искусства объясняется как раз тем, что по ясности восприятия реализм, как иллюстративная форма передачи того или иного смыслового содержания доступен самым неподготовленным и малоразвитым в культурном отношении людям. Но действительность показала, что возможности мирового искусства не могут быть втиснуты только в узкие рамки реалистического метода.
С точки зрения психоанализа, наряду с вышесказанным, «форма художественного произведения имеет (ещё) два значения: «Во - первых, эта форма должна давать поверхностное, как бы самодовлеющее удовлетворение чисто чувственного порядка и служить приманкой или, правильнее сказать, предварительным наслаждением, заманивающем зрителя в трудное и тяжелое дело отреагирования бессознательного. Другое её назначение состоит в том, чтобы создать искусственную маскировку, компромисс, позволяющий обнаружиться запретным желаниям и, тем не менее, обмануть вытесняющую цензуру сознания»….
В этом и заключена основополагающая роль художественной формы, наряду с изобразительной.
Каков же механизм, позволяющий передавать через художественную форму столь сложные проявления человеческой психики?
Механизм этот, опять же, не имеет иных истоков, кроме много - тысячелетнего генетического опыта.
«Охота на диких животных, например, неизбежно отразилась в формировании подсознательного генетического опыта, будучи, в силу своей актуальности для первобытного человека, ярко эмоционально окрашенной. Линии и формы, отражаясь в сознании человека и, будучи преломленными его эмоциональным отношением к преследуемому животному, приобретают, кроме чисто геометрических очертаний, ещё и эмоциональное содержание, выражая силу, напряжение, динамику, а иногда и более сложные состояния: злобу, покорность, испуг, жажду, утомление…».
Связь характера формы с её эмоциональной нагрузкой и является основой возникновения эмоциональной выразительности в искусстве.
« 1 2 3 4 5 ... 11 12 13 14 15 » 65 стр.