Бабуров В.Ф. Теория искусства
предметный образ объекта, образ технологии. Приводятся примеры решений композиционными средствами таких, чисто психологических категорий, как хитрость, жадность, беззащитность, коварство и т. д. Предлагаются способы передачи средствами композиции не только внешнего вида предмета, но и эмоционально окрашенного восприятия его свойств.
Бытует мнение, что талантливый художник итак всё чувствует и не нуждается в осмысливании своего творческого процесса, и, что любое осмысливание только мешает и убивает настоящее творчество. Действительно, история искусств являет множество шедевров созданных природно-одаренными авторами, не задумывающимися о механизме творческого процесса.
Приводится даже притча о сороконожке, которая утратила способность передвигаться, как только задумалась о том, с какой ноги ей начать движение? Бог с ней с сороконожкой. Пусть себе ходит, как ей дала природа. Но как можно построить дееспособный луноход не исследовав досконально механизм передвижения не только сороконожки, но и краба, паука и прочих ходячих животных.
Если мы хотим раздвинуть наши представления об искусстве дальше возможностей сороконожки, наверное, не вредно попытаться осмыслить все-таки, хотя бы его исходные положения.
Хочется оспорить ещё одно распространённое в недавнем советском прошлом и очень ошибочное, на мой взгляд, определение искусства лишь как способа отражения действительности. Достаточно, мол, научиться «правдиво» отображать действительность и ты уже художник. И нечего заморачивать голову какой-то там композицией. Кстати недооценка роли формальной композиции до сих пор характерна для классического художественного образования и его приверженцев.
Конечно, в произведении искусства отражается действительность, как в капле росы может отражаться солнце. Но эту каплю с её отражающей способностью нужно создать по законам образования капли, а не пытаться сотворять кусочек солнца. А по правдивости «отражения» нет смысла тягаться с восковыми фигурами музея Мадам Тюссо, которые не один здравомыслящий искусствовед, тем не менее, не отнесёт к произведениям искусства.
Таким образом, искусство не есть отражение действительности, но создание новой реальности, возможно отражающей и действительность, а может быть и не отражающей, а самой по себе являющейся новой действительностью.
Каков же психолого-эстетический механизм композиционных возможностей? Где те объективные основы, на которые может опираться
« 1 2 3 4 5 ... 46 47 48 49 50 » 65 стр.