Бабуров В.Ф. Теория искусства
Вопросом творческого языка, которому можно и должно обучать желающих стать художниками, и занимается та сфера творческой деятельности, которую, достаточно условно, можно назвать композицией.
Почему я говорю об условности этого термина?
Дело в том, что, как и во многих других вопросах касающихся искусства, на сегодняшний день здесь существуют множество разночтений, толкований, а то и просто недопонимания.
Ведь термином композиция называют и творческий метод, и способ формальной организации произведения, и само произведение.
В традиционной художественной практике композицией или, ещё проще, «компоновкой» называется размещение в художественном произведении его компонентов. Это и организация переднего, среднего и дальнего планов в реалистическом изобразительном искусстве, и организация мелодии в музыкальном произведении, и размещение масс и объёмов в пространстве архитектуры. Сюда же относятся все способы и приёмы формальной композиции. В этом случае задачей композиции является приведение всех компонентов формы в гармонию, являющуюся непременным условием эстетики художественного произведения. Таким образом, в данном случае, композицию можно определить как способ художественной организации формы, приведение её в состояние гармонии.
Но традиционно-ограниченный взгляд на композицию только как на средство гармонизации художественной формы намного обедняет художника в его выразительных средствах. Представляется интересным не перечисление способов и приёмов гармонизации формы, а та основа, на которой выстраивается вся сложная система взаимосвязей художественной формы и её образной выразительности, с учётом которой композиция, может, по своей сути, решать и другую сторону содержания произведения искусства: эмоционально-ассоциативную.
То как художник пользуется колоритом, как формирует пространство картинной плоскости, как выстраивает контрастно – нюансные соотношения, где делает те или иные акценты… всё это может работать на образное звучание произведения, либо, наоборот, разрушать художественный замысел, если автор не понимает содержательных возможностей композиции или не умеет ими пользоваться.
Хочу рекомендовать интересующимся довольно профессионально затрагивающую эту тему книгу О.В. ЧЕРНЫШЕВА. Формальная композиция. (Творческий практикум по основам дизайна) Минск «Харвест» 1999г.
Несмотря на название, в этой работе наряду с великолепно проиллюстрированными примерами собственно формальной композиции, значительное место отводится вопросам именно художественно-образных возможностей различных композиционных приёмов. Исследуются такие, относящиеся к художественно-образному содержанию, понятия, как:
« 1 2 3 4 5 ... 45 46 47 48 49 50 » 65 стр.