Бабуров В.Ф. Теория искусства
художник в системе художественной организации формы, кроме чисто интуитивных?
Естественным критерием этой новой, создаваемой художником реальности может быть только те же основополагающие психо – физиологические составляющие его творческой личности, которые лежат в основе всех наших предыдущих размышлений. То есть: его генетический и личный - прижизненный опыты.
Иным основополагающим критериям, кроме природных, у человека взяться просто не откуда. Именно природная среда, которой вынужденно должен был биологически и эмоционально соответствовать человек, как, впрочем, и любой другой биологический объект земного происхождения, настолько органично вплетена в структуру человеческого организма от клеточного уровня до высших проявлений психики, что человек, безусловно, во всех сферах своей деятельности соизмеряется с природой. В сознании человека этот критерий предельной обусловленности с природой принял формулу гармонии. Объективно рассуждая, гармония это предельное соответствие всего многообразия компонентов структуры, т. е. её целостность. Этот объективный критерий и есть то мерило, которым человек подсознательно или осознанно пользуется в оценке как окружающей действительности, так и самого себя и своей деятельности. В итоге, формальная композиция в искусстве и есть аналоговый с природой способ приведения художественной формы в состояние целостности, т. е. гармонии.
Казалось бы, чего проще? Взять самую цельную форму, какую мы знаем – сферу и вот она гармония – достигнута. Действительно, сфера – самая целостная и гармоничная форма из всех созданных природой. Любая материя при отсутствии внешних воздействий собирается в сферическую форму. Наверное, сфера и была бы для человека единственным эталоном прекрасного, если бы человек существовал в условиях лишённых влияний извне. Но, к сожалению, а может быть и к счастью, наша жизнь несколько многообразней сферы. Более того, современная действительность с каждым днём насыщается таким многообразием явлений и понятий, о которых человечество не имело представления за всю свою предшествующую историю. И все эти новые реалии активно вторгаясь в нашу жизнь, становятся, естественно, предметом искусства. Искусство отражает это многообразие через многообразие своих форм.
И вот тут и возникает проблема: Как соединить несоединимое? Как сделать цельным многообразие? Как через придание цельности многообразию ещё и выразить сокровеннейшие глубины творческой личности? Как выразить в искусстве понятия, не имеющие визуально или на слух воспринимаемые традиционные аналогии в природе? Как отразить в творчестве сложнейшие понятия высокоорганизованной психики
« 1 2 3 4 5 ... 46 47 48 49 50 » 65 стр.