произведения на разных зрителей и разные эмоциональные реакции в зависимости от их конкретного на тот момент душевного состояния. Этим и объясняется его безграничная содержательность.
И, наконец –
третья сторона содержания художественного произведения: эстетическое содержание, т. е. то, что позволяет нам оценивать данное произведение как красивое, гармоничное или безобразное, безвкусное, и приносит нам либо удовольствие, либо неудовольствие от созерцания или прослушивания.
Итого – мы имеем
три кита, на которых базируется
художественный образ.
Смысловое содержание произведения искусства является продуктом нашего мышления и, поэтому, легко поддается рациональному анализу.
Эмоционально-образное ассоциативное
содержание является продуктом чувственной деятельности художника, которая, в соответствии с законами психологии – вне пределов сознания, а потому часто рационально не осознаётся и самим художником, и зрителем, обладая, тем не менее, способностью мощного и вполне ощутимого художественного воздействия.
И, наконец,
эстетическое содержание – гармония формы. Восприятие этого содержания зависит и от врождённо-интуитивного, основанного на значительно развитой эмоциональной стороне личности, «чувства прекрасного», у художника и зрителя и от профессионализма того и другого. Умение привести форму художественного произведения в состояние гармонии есть, на сегодняшний день главный признак профессионализма. Ведь другим сторонам художественного содержания в наших учебных заведениях пока что не умеют учить и не учат.
Эмоционально образная сторона искусства недостаточно исследована и, зачастую, многие теоретики искусства вообще обходят её своим вниманием как заведомо неподдающуюся анализу.
В какой же степени в каждом конкретном произведении присутствуют либо отсутствуют каждое из выше обозначенных свойств? Дело в том, что хотел бы сам автор или не хотел, задумывался он об этом или нет, в его произведении обязательно, в итоге, будут присутствовать все три