Бабуров В.Ф. Теория искусства
Возможно ли учить и научиться творчеству?
Самая распространённая версия, на сегодняшний день по этому поводу гласит: Творчеству научить нельзя! Это – от природы! Это – от Бога! Таланту не научишь! И - т.д.. Существует и ещё более абсурдное среди педагогов художественного образования мнение, что: «Учить талантливого студента – только портить». Закономерно спросить: «За что эти педагоги получают свою зарплату?».
Конечно! Если у педагога «каша в голове» и он не в состоянии сформулировать свои мысли, то действительно: «Как и чему он может научить, кроме: «Делай как я!»?».
Ложных выводов основанных на хаотичных представлениях о сути творческого процесса не избежали и некоторые великие художники:
«Заражение (искусством) только тогда достигается и в той мере, в какой художник находит те бесконечно малые моменты, из которых складывается произведение искусства. И научить внешним образом нахождению этих малых моментов нет никакой возможности: они находятся только тогда, когда человек отдаётся чувству. Никакое обучение не может сделать того, чтобы пляшущий попадал в самый такт музыки и поющий или скрипач брал самую бесконечно малую середину ноты, и чтобы рисовальщик проводил единственную из всех возможных нужную линию, и поэт находил единственно нужное размещение единственно нужных слов. Всё это находит чувство». Л.Н. Толстой. Полное собр. соч. М. 1951. Т.30 стр. 127-128.
Действительно, научить брать «самую бесконечно малую середину ноты» или «единственную из всех возможных нужную линию» невозможно и бессмысленно по той причине, что единственно верного и единственно правильного приёма самовыражения в искусстве не существует в принципе. Ведь каждая индивидуальность проявляет себя именно индивидуальным способом. Более того, проявления эти разнятся и в самой индивидуальности, в зависимости от конкретного состояния её души в данный момент.
Очевидно, что обучить можно не «единственно верному», а пониманию механизма появления этого верного и едва уловимого нюанса, на котором и держится выразительный язык искусства.
Точно так же, как у алхимиков, в силу незнания периодической системы и закономерностей химических процессов, их наука была обставлена магией, колдовством и заклинаниями, вопрос о возможности обучать творчеству
« 1 2 3 4 5 ... 40 41 42 43 44 45 » 65 стр.